[На главную]   [История войн]   [Хронология. Терминология] [Тест]


Персоналии.

Эта страничка посвящена выдающимся личностям в истории гуситского движения: Яну Гусу, Иерониму Пражскому, Яну Жижке.

[Ян Гус] [Иероним Пражский] [Ян Жижка]

Ян Гус.
Основатель гуситского движения.

(ок. 1371-1415) Ян Гус
Родился в местечке Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский (Карлов) университет, где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 и 1409-1410 - ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.
Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346-1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ. Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились.
Поначалу между проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа, высшее церковное начальство от него отвернулось. Папская курия, выведенная из себя обличениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же архиепископ Пражский распорядился о сожжении книг Уиклифа и наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Еще ранее повсюду, кроме церквей, были запрещены проповеди (эта мера явно была направлена против Вифлеемской часовни). В 1411 тот же архиепископ торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать богослужения).
В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей вблизи Праги.
В октябре 1414 он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу.
Состоялись три заседания, на которых Гус пытался утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют действительности и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял учения Уиклифа о т.н. 'реманенции', т.е. сохранении сущности хлеба и вина при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так, утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное добавление: 'надлежащим образом'). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате О церкви учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь представляет собой 'совокупность избранных', также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415.
Известие о его казни и о предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии за религиозную и политическую свободу.

Литературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке - замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса.

Иероним Пражский.
Ученик и соратник Гуса.

Родился и учился в Праге, с 1396 продолжал занятия в Оксфорде откуда принёс в Прагу первые богословские сочинения Виклифа. Позже работал в Гейдельберге, Кёльне и Париже. Совершал далёкие путешествия, был в Иерусалиме; вернувшись в Прагу (1407) близко сошелся с Гусом.
По приглашению Владислава II Польского, принимал участие в создании Краковского университета (1410). Заподозренный в ереси Виклифа, он был арестован в Вене и освобожден только по ходатайству пражского университета. Когда начатое Гусом движение усилилось Иероним решительно встал на его сторону и, узнав об аресте Гуса, отправился в Констанцу. Убедившись в грозящей опасности, он попытался получить от императора свободный пропуск, а от собора — право говорить. Так как просьба была отклонена, то он отправился на родину, но на дороге был схвачен и отправлен обратно в Констанцу. Продолжительное заключение так подорвало его энергию, что 23 сентября 1415, в публичном заседании собора, он отрёкся от своих прежних убеждений, но, оставаясь и после этого в заключении, он взял назад своё отречение и твёрдо встретил смерть на костре (30 мая 1416).

Ян Жижка.
Ужасный Слепец.

Ян Жижка

Ян Жижка родился в Южной Чехии. Происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. К началу гуситских войн в Чехии он обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за ее пределами.
Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы.
После образования в 1420 году военного лагеря гуситов - Табора Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем.
В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой Горы, когда решался исход битвы за чешскую столицу, Прагу. Ее восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие осуществлялся с благословения римского папы.
Ян Жижка во главе армии таборитов подошел к Праге намного раньше своих противников, но не стал располагать свои войска в самом городе. Для походного лагеря он выбрал Виткову гору близ города, к которому она была обращена своим восточным склоном. Победа чешских воинов у Витковой Горы над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя гуситов и продемонстрировала его полководческие способности.
Свое гетманство Ян Жижка начал с реорганизации войска таборитов. Под его руководством гуситы создали постоянную армию, набиравшуюся из добровольцев. Командиры отрядов были выборными.
В 1423 году Ян Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который четко определял правила поведения воинов в бою, в походе и на отдыхе. Армия гуситов была приучена вести боевые действия днем и ночью, в любую погоду. Согласно воинскому уставу, полевые укрепления из сцепленных между собой повозок должны были упираться в естественные препятствия и по возможности устанавливаться на высоких местах.
Гуситы в сражении обычно выжидали атаки рыцарской конницы и встречали ее огнем своей многочисленной артиллерии, пулями аркебуз и пищалей, стрелами с тупыми бронебойными наконечниками. Когда дело доходило до рукопашной схватки, то тут в бой вступали цепники и копейщики. Разбитого неприятеля гуситы преследовали и уничтожали, в то время как рыцари после выигранного сражения не преследовали бежавших врагов, а грабили убитых, раненых и пленных противников.
Гуситы успешно осаждали рыцарские замки и храбро шли на их штурм. Летом 1421 года при осаде замка Раби Ян Жижка был ранен и потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он видел поле битвы глазами своих ближайших помощников и отдавал верные приказы.
В январе 1422 года гуситские войска разгромили в решающем сражении у Габра главные силы европейского католического рыцарства, участвовавшего во Втором крестовом походе. Затем крестоносцев постигла еще одна неудача, когда они окружили походный лагерь таборитов на горе Владарь недалеко от города Жлутиц. В этом бою табориты неожиданно для врага начали атаку с вершины вместе со своими повозками. Крестоносцы в страхе обратились в бегство, опасаясь бесславной гибели под колесами несущихся на них тяжелых повозок.
В 1422 году из Великого княжества Литовского на помощь таборитам пришла дружина, состоявшая из русских, украинских и белорусских воинов. Около восьми лет они сражались бок о бок с чехами против крестоносцев.
Разгром войска крестоносцев, которым командовал Рино Спана ди Озора, у Немецкого Брода и взятие гуситами укрепленного города Немецкий Брод были настолько впечатляющи, что Третий крестовый поход в Чехию состоялся только в 1426 году.

Последним победоносным сражением чешского полководца Яна Жижки стала Малешовская битва в июне 1424 года. В этот раз противниками первого гетмана были не немецкие и иные европейские рыцари, а свои сограждане-чашники, бывшие союзники по Реформации.
Табориты привычно укрепились на вершине горы, имевшей пологие склоны. Жижка решил отдать инициативу неприятелю. Чашники первыми предприняли атаку вагенбурга таборитов на вершине горы, построившись в колонну. Когда та приблизилась к вагенбургу, Ян Жижка приказал спустить на идущих в гору атакующих чашников повозки, груженые камнями. Колонна неприятеля сразу же пришла в полное расстройство и попала под контрудар пехотинцев и всадников-таборитов. В довершение чашников обстреляли из тяжелых бомбард. Малешовская битва завершилась полной победой войска Яна Жижки.
В том же году первый гетман гуситской армии умер во время эпидемии чумы в осажденном городе-крепости Пршибиславе в центральной части Чехии. Так армия таборитов осталась без своего прославленного полководца - одно только имя которого наводило страх на крестоносцев. Достойной замены Яну Жижке в гуситской армии не нашлось. Это обстоятельство во многом и предопределило ее поражение.


[На главную]   [История войн]   [Хронология. Терминология] [Тест]

Hosted by uCoz